2 сентября 2010 года исполнилось 40 лет со дня ухода
Василия Александровича Сухомлинского
28 сентября – день рождения Василия Александровича
«Я, прежде всего учитель, народный учитель, - пишет Василий Александрович в своей автобиографии, - тридцать два года работаю в школе, всё время в селе…. Родился 28 сентября 1918 года в селе Омельник Онуфриевского района Кировоградской области в семье крестьянина–бедняка. Свою трудовую жизнь я начал с 15 лет. Один год учился в институте на стационаре, потом два года – заочно, в семье были очень трудные материальные условия, надо было работать, закончил институт снова на стационаре. С первых же дней войны пошёл на фронт, был трижды ранен, … как только район был освобождён от фашистов, я приехал в свой район и безвыездно работаю в Павлышской школе».
«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям», – запишет он в предисловии к книге «Сердце отдаю детям» (1, стр.3).
В Павлышской школе воспитывалось бережно и с любовью четыре Культа: Культ Родины, Культ матери, Культ родного слова, Культ книги. Василий Александрович подарил нам целостную педагогическую систему выразительной гуманистической направленности, потребность в которой неизмеримо возрастает с каждым днём, так как ценности современного общества направлены на разрушение человека, а без человека нравственного будущее нашей планеты не состоится.
Это уже наша проблема, как мы сумеем воспользоваться педагогическим наследием Василия Александровича Сухомлинского. Бесценный Дар Духа Василия Александровича открыт любому ищущему сердцу, только начните искать, и не останавливайтесь в своем поиске, оживляйте его наследие в своём каждодневном труде учителя.
Человечество продвигается по пути эволюции благодаря Светочам, они привносят в наш мир эволюционные идеи и наполняют его Светом Прекрасного Будущего. Светочи человечества переносят в настоящее Будущее, открытое им в их творческом и самоотверженном горении. Свет Будущего даётся через страдания и муки. Большинство обычных людей живёт за счёт этого Света, не подозревая, кто истинный его носитель. Василий Александрович – Светоч педагогики, оставивший нам выкристаллизованный опыт воспитания благородного человека. В его системе есть конкретные методики «самовоспитания чувств», «защитного воспитания», «воспитания красотой», «воспитания любовью и нравственным идеалом». Все они направлены на воспитание Человека в человеке, на пробуждение его высоких благородных качеств, а это и есть эволюционное несение Света.
«Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание» (2, стр.34).
«Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны. … Сумею ли я знать, чем живёт ребёнок каждый день, что у него на душе? Буду ли я всегда справедлив с детьми?.. Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя! Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя! Всего себя отдавай детям! И только тогда ты сможешь именоваться Учителем!.. Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Речь идёт не об инстинктивной любви, не облагороженной жизненной мудростью, которая приносит иногда ребёнку большой вред. Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, пониманием всех слабых и сильных сторон личности, - о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, которая учит жить… Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно. На мой взгляд, подавляющее большинство конфликтов между учителем и «неисправимыми», «безнадёжными» школьниками как раз и возникает там, где ненависть ко злу учитель переносит и на ребёнка. Однако ребёнок есть ребёнок, и в том, что зло укоренилось в его сердце, виноваты взрослые. В моей педагогической практике существует правило: каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждёт, чтобы ему помогли – излечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребёнке обязательно есть, которую не заглушить ничем… Дети по самой природе своей – оптимисты. Для них характерным является светлое, солнечное, жизнерадостное мировосприятие. Любить детей – это значит любить детство» (2,стр. 19, 22).
«В самих детях, в их оптимистическом мировосприятии – источник моей любви к ним. Мне хочется быть с детьми. Особенно сильным становится это желание тогда, когда по каким-то своим внутренним причинам я чувствую упадок духовных сил. Знаешь, что общение с детьми вдохнёт бодрость, пополнит духовные силы, и потому в такие минуты больше, чем когда- либо, стремишься быть с детьми. Но … тут есть одна очень важная закономерность воспитания, о которой надо помнить. И если вы забыли о ней, то ни вы не будете любить детей, ни дети не будут любить вас. Эту закономерность можно сформулировать так: если всё время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринуждённым, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они – воспитанники, а учитель – их воспитатель. Это общение должно пронизывать деятельность, не связанную с обучением, усвоением материала, оценками, успеваемостью и т.п. … Здесь, в этом общении, все чувствуют себя равными, здесь каждый является, прежде всего, не учеником, а человеком. В таком общении каждый предстаёт перед вами не таким, каким делает его оценка, а таким, каков он есть, когда раскрываются все его человеческие способности и задатки. Само это общение и является неисчерпаемым источником той радости, которая навсегда оставляет отпечаток в эмоциональной памяти учителя, благодаря которой дни и часы общения с детьми вспоминаются как счастливейшее время жизни… Любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли» (2, с. 24, 27).
«С учителя начинается, по сути, познание ребёнком мира человека, легко понять, что значит при этом пример учителя. Большое духовное богатство надо иметь воспитателю, чтобы постоянное самовыражение его личности действовало на ученика как стимул к самоусовершенствованию. Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов» (2, с.195).
Василий Александрович Сухомлинский ушел из жизни 2 сентября 1970 г. Но Свет Его сердца неиссякаем. Сможем ли мы отразить это сияние мудрой самоотверженной любви в своём сердце? Сможем ли постигнуть глубину Его Любви к Ребёнку и пронести её через свою жизнь и жизнь тех детей, которые окажутся рядом?
1. Сухомлинский В.А.- Сердце отдаю детям.- К.: «Радянська школа». 1974.
2. Сухомлинский В.А.- Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили.- Антология гуманной педагогики, 2002.
Материал предоставлен Артемовским Центром Гуманной Педагогики.