21.04.2012 г. в Артёмовске на базе УВК№ 11 состоялся семинар по итогам работы общественного городского Центра
гуманной педагогики.
Семинар состоялся согласно плану работы Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики при
поддержке методического отдела образования Артёмовского городского совета.
Основная цель семинара – обобщение опыта работы использования гуманно-личностного подхода в современном
педагогическом процессе.
Методическое мероприятие Центра посетили сотрудники Всеукраинской культурно-образовательной Ассоциации Гуманной
Педагогики и педагогические работники г. Днепропетровска, Киева, Запорожья, Донецка, Мелитополя, Павлограда, Тореза, Славянска, Часов-Яра, Артёмовска.
Семинар открыла директор школы Лариса Константиновна Хмельницкая, которая рассказала о 100-летнем юбилее школы, о традициях и талантливых учителях, которыми всегда славилась школа, которые чувствуют природу детей, потому что главное - не потерять детей.
Участникам семинара были предложены методические рекомендации к гуманному уроку. В частности, о воздействии на
сознание учеников образа учителя с книгой, учителя читающего, размышляющего; о воспитании целостного мировоззрения,
об уроках глобального мышления; о важности повторения лейтмотива на уроке; о сотрудничестве, диалогической культуре
урока; о законах гуманного урока, когда учитель видит своей задачей вдохновлять учеников, восхищаться, поражаться вместе с ними, переживать совместный восторг. Теоретические положения методических рекомендаций нашли своё
подтверждение в открытых уроках сотрудников центра Н.В.Харитоновой и В.Ф.Бак.
Учитель украинского языка и литературы Н.В. Харитонова провела открытый урок-взгляд в 11-В классе с использованием
украинской поэзии 60-х годов XX в. на тему: «Де ти, моя стежино?».Та духовная общность Натальи Витальевны с
учениками, общее глубокое увлечение не только украинской литературой, но истоками мудрости народной и философским
наследием Г.Сковороды, как квинтессенцией этой мудрости, придало необыкновенную глубину и драматизм уроку. Ребята
ведь заканчивают школу, стоят у порога новой взрослой жизни, они ищут опору и замечательно, что опора эта - в
искренности, мужестве поэзии Лины Костенко, Василя Стуса, Василя Симоненко, в духовной сокровищнице, к которой
ребята прикоснулись благодаря светлому таланту Натальи Витальевны Харитоновой.Удивительным, насыщенным радостью открытий, даже откровений был урок учителя биологии В.Ф.Бак – урок-размышление в
11-А классе по биологии на тему: «Эволюция органического мира Земли. Основные направления и возможные
перспективы».Лейтмотивом урока была взята восточная мудрость: "Полюбите будущее - крылья вырастут!" В качестве
высоких собеседников пришли к ребятам труды В.Вернадского, К.Циолковского, строчки Тютчева ("Невозмутимый строй
кругом"). Мы узнали о Гипотезе Геи Джеймса Лавлока, согласно которой Земля - это живое существо. Ребята попытались
дать ответ на вопрос: случайна ли жизнь на Земле? Проанализировали современный результат эволюции на нашей
планете,размышляли о том, что ждет человечество в будущем. И, конечно, зависит ли будущее человечества от каждого из
нас, от меня лично? Навсегда останутся в памяти озаренные радостью открытий лица выпускников и особое ощущение
беспредельности Космоса и всех его возможностей, открытых для тех, кто мыслит чисто и свободно. "Мы учимся мыслить.
Урок не заканчивается никогда. Полюбите будущее - крылья вырастут. Природа вам поможет. Невозмутимый строй кругом"-
эти слова Виктории Федоровны стали светлым напутствием в жизни не только ребят, но и нас, учителей.
Уроки были всеобщим праздником. В отдельные моменты на открытых уроках стирались грани между наблюдателями и
участниками, превращая уроки в коллективное сотворчество, приносящее радость поиска и познания.Атмосферу праздника продолжило выступление учеников литературно-драматического кружка художественного чтения ОПШ
№18 Владислава Кириченко, братьев Александра и Василия Черновых (руководитель - учитель русского языка и литературы,
сотрудник Артемовского Центра гуманной педагогики Елена Владимировна Селезнёва).
Затем состоялись выступления учителей, которые делились опытом работы в русле гуманной педагогики. О мировоззрении учителя в свете квантовой концепции сознания М.Б.Менского говорила учитель физики Лариса Ивановна
Таранченко.
Методами и приёмами работы с родителями учащихся начальной школы делились учитель начальных классов Л.Л. Горбачёва
и психолог Валентина Павловна Игнатенко. Свой путь в гуманной педагогике представили учителя Часов-Яровской школы № 15 А.А.Коник и Елена Михайловна
Алексеева, которая поделилась ценным приемом вовлечения в диалог на уроке выдающихся людей (к примеру, из диалога Сухомлинского и О`Генри ученики сделали вывод, что мало просто быть добрым, нужно уметь совершать добрые поступки,
достигать высот в делах добра.
О глубинной сути духовного гуманизма говорила учитель русского языка и литературы Вера Владимировна Жевновак. Сотрудники Днепропетровского Центра гуманной педагогики, учителя начальных классов Е.М. Брусенцова , С.А. Хомич,
Л.М. Губанова делились опытом проведения Уроков Доброты, Культуры и Красоты. Лариса Губанова, рассказала, что пишет
стихи и сказки, когда нужно достучаться к сердцу ребенка. Приведенный ею пример показал чудесную действенность этого
приёма,которым пользовался В.А.Сухомлинский.Каждый участник семинара чувствовал свою сопричастность ко всему происходящему. В ходе семинара шло активное
обсуждение того, как методически правильно и целесообразно вести учебно-воспитательный процесс, чтобы противостоять
негативным тенденциям общества и взращивать в детях истинные духовные ценности.
Все присутствующие на семинаре хорошо осознавали, что внешние формы и методы работы, профессионализм зависят, прежде
всего, от серьёзной внутренней работы учителей над своими личными качествами и, что без самосовершенствования и
облагораживания собственного духовного мира невозможно истинное воспитание детей. Участники семинара имели возможность не только поделиться опытом, почерпнуть необходимые методы и приёмы работы, но
и утвердиться в том, что путь гуманной педагогики – это, прежде всего, глубокая и кропотливая работа над
облагораживанием собственного ума и сердца, которая не прекращается никогда.