Ми не можемо залишатися осторонь від цієї дійсності, що ламає долі підростаючого покоління та руйнує освітній світ, не можемо займатися тільки однією задачею: озброєнням підростаючого покоління знаннями, вміннями та навичками ...
(Маніфест гуманної педагогіки)
Звичайно, такий навчальний заклад як наш, не міг залишити без уваги заклик, що звертається «до кожного вчителя, вихователя, педагога, керівника та працівника освіти ... до кожного студента педагогічних і непедагогічних вузів і коледжів». Вже в цьому заклику проглядається гуманна педагогіка, яка об'єднує вчителя та учня в єдиному пориві досягнення високих цілей, в боротьбі за освітній простір, в боротьбі за молодь. І, як не гірко в цьому зізнатися, захищаючи дітей від насильства зовнішнього світу, ми повинні захистити «і від себе також, якщо ми - авторитарно налаштовані вчителі, вихователі, батьки». Дуже важливо сьогодні зрозуміти для себе - ми разом з дітьми, або протиставляємо їм істину авторитаризму. А, усвідомивши себе гуманним педагогом, постаратися побачити в собі те, що заважає свободі і творчості, співпраці, духовній спільності та взаєморозумінню, побачивши, перемогти, відкинути, «зробити подвиг, стати героями духу». Повірити в безмежність кожної Дитини, повірити в свою Іскру Божу, повірити в перетворюючу силу гуманної педагогіки.
«Манифест гуманной педагогики», вызревший в недрах классиков, стал поистине эпохальным явлением в развитии современного образования. Он вобрал в себя всё лучшее, что подарила миру педагогическая мудрость, стал отражением живого творчества и призывает к более высокому уровню осознания долга и ответственности перед будущим. В «Манифесте» понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики – теории и творческой практики становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма. Мы все понимаем, что для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики придется преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире. Принимая Манифест гуманной педагогики как руководство к действию, нам предстоит всмотреться более пристально в себя и постараться найти такие слова и новые интересные формы, которые способны рассказать и продемонстрировать, как дух творчества зарождается и совершенствует нас самих, как он облагораживает нас, наше окружение, учеников и мир образования. Нам предстоит искать ответы на вопросы: - как расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности; - как личность человека рождается в борьбе с самим собою; - как взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво; - как пристраститься к источникам педагогической мудрости; - как постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения; - как взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру. На Чтениях будут работать лаборатории, выражающие основные идеи «Манифеста Гуманной педагогики как руководства к действию»: 1. «Манифест: духовный гуманизм», руководитель Шалва Александрович Амонашвили (Москва); 2. «Манифест: о цели воспитания», руководитель Елена Сергеевна Евдокимова (г. Волгоград); 3. «Манифест: духовная общность – основа воспитания», руководители Ирена Стулпинене (Литва, г. Клайпеда), Виктория Фёдоровна Бак (Украина, г. Артёмовск); 4. «Манифест: родительская забота», руководитель Клара Шарафовна Мансурова (Москва); 5.«Манифест: победить себя», руководитель Дайнис Озолс (Латвия, г. Рига), 6. «Манифест: искусство управления образованием», руководитель Талис Яунземис (Латвия, г. Смилтене); 7.Лаборатория В.Г. Ниорадзе «Чаша педагогической мудрости», руководители: Вера Геннадьевна Александрова, доктор педагогических наук, д.п.н. профессор, главный научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики ГБОУ ВПО МГПУ, Рыцарь Гуманной Педагогики (г.Москва); Хулимат Зелимхановна Султанова, заслуженный учитель Чеченской республики, начальник отдела инновационной образовательной политики Министерства образования и науки Чеченской республики, Рыцарь Гуманной Педагогики (г.Грозный). Мы просим участников привнести в работу лабораторий свое педагогическое чутье, мудрость, сердечность, задумки, вопросы, все лучшее, что удалось выработать в себе, но не отчеты о проведенных мероприятиях. В ходе Чтений состоится работа мастер-классов. На проведение мастер-класса отводится – 1,5 часа. Заявки на проведение мастер-классов продолжают приниматься. Автор должен представить в оргкомитет краткое описание мастер-класса с указанием темы, содержания инновации для включения в программу Чтений. Приветствуется представление видеоматериалов с фрагментами занятия. Заявки представляются через республиканские и региональные центры и отделения гуманной педагогики. Тема и содержание мастер-класса должны развивать общую тему Чтений. На мастер-классе демонстрируется новый творческий опыт осуществления идей «Манифеста». Недопустимо превращать мастер-класс в лекцию, доклад или отчет о проделанной работе. Время, отведенное на мастер-класс (1,5 часа) желательно разделить следующим образом: 5-10 минут – вступительное слово автора, 40-50 минут – демонстрация опыта, 30-45 минут – вопросы и обсуждение участниками предлагаемого опыта. Ходом мастер-класса руководит председатель, который следит за соблюдением регламента, подводит итог и представляет отчет. На Чтениях состоятся также встречи с лидерами движения гуманной педагогики. Просим вас ваши пожелания по содержанию и организации Чтений, пожелание проведения мастер-класса или выступления с интересным сообщением по теме Чтений высылать по электронной почте: Если Вам необходим вызов на Чтения, сообщите, пожалуйста, заранее. Вы можете заказать гостиницу. Ориентировочная стоимость – 1000 -1200руб.- в сутки. Организационный взнос – 800 руб. (Участники получают пакет документов и печатные издания) Для участия в Чтениях нужно заполнить анкету и выслать до 15февраля 2013 года по электронной почте: Тел./факс: (495) 697-14-46, Моб. тел.: 8 (909) 626-12-70, Регистрация участников: 21 марта с 10.00 до 18.00, в библилтеке МЦР. Малый Знаменский пер., д.3/5, м. Кропоткинская 22 марта с 09.00 до 10.00 в фойе Института иностранных языков ГОУ ВПО МГПУ, Малый Казенный пер., д.5Б, м. «Курская». (Проезд: ст. метро «Курская», далее через подземный переход выходить в правую сторону по улице Земляной вал до Малого Казенного переулка.) Желаем вам, дорогие коллеги, творческого вдохновения! Президент Международного Центра
Мы полны веры в неизбежность гуманной педагогики. Образовательный мир может и должен стать достойным для нового поколения детей только через наше возвышенное и расширенное педагогическое сознание, культуру мышления и творческую практику. Пусть каждый из вас станет организатором Чтений: сообщите об этом информационном письме вашим коллегам и пригласите их стать участниками Чтений. Очень важно привлечь молодых учителей, студентов педагогических колледжей и университетов. Приглашаются также ученики школ, желающие стать учителями.
гуманной педагогики
Ш.А. Амонашвили
Председатель Оргкомитета
В.Г. Александрова