Шановні вчителі та працівники освіти!

Всеукраїнська культурно-освітня асоціація Гуманної Педагогіки щиро вітає вас з Днем вчителя, Днем працівників освіти!

Бажаємо вам здоров’я, творчого натхнення, щасливої вдачі, талановитих учнів та вірних послідовників.

Нехай ваша самовіддана праця буде яскравим прикладом служіння вихованню молодого покоління.

 Президент Асоціації    С.Л.Крук

Зачастую в образовательной системе перед обычным учителем ставится бесчисленное множество задач, за которыми едва просматриваются отдалённые цели. А привлекательные идеи, ради которых возникают вышеупомянутые цели и задачи, по большому счёту мало кого интересуют. Они скорее выступают в роли свадебного генерала или дежурной ширмы госзаказа, не более того.

А тем временем первоочередные задачи, рекомендации, требования, рождённые от них телефонограммы, конкурсы и прочие акции от системы образования стальным каркасом сплетаются в крепкое многоступенчатое колесо, в котором учитель крутится как беспокойная белка, между делом успевая учить детей и видеть семью.

Как же в таких условиях не потерять самого себя?! Как в таких условиях можно вдохновляться на творчество? – Выходом из замкнутого пространства, глотком свежего воздуха для меня стали идеи Гуманной педагогики. Той педагогики, цель которой – «духовно-нравственное становление подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребёнку». Той педагогики, для достижения благородных и возвышенных целей которой «очень нужен Свет Лично Вашего Сердца и Разума». Той педагогики, которая освобождает и окрыляет своими идеями, целями и задачами!

Стыдно (или страшно?!J))) признаться в том, что за четверть века работы в школе никак не припомню ни одного документа, который вдохновлял бы на увлечённое творчество, побуждал бы к добровольному самосовершенствованию.

Теперь такой документ у меня есть! Речь не о том, что обязательно нужна указка, нет! Речь о том, что у учителя появилась опора и программа к действию одновременно:

  • Манифест гуманной педагогики – гарант законности и общепризнанности гуманной педагогики и её международного общественного движения;
  • основные идеи и направления Манифеста – «благодатные источники для насыщения образовательного мира Светом».

Манифест, без преувеличений, может служить настольной книгой: его читаешь и перечитываешь, ставишь вопросы и ищешь ответы, возвращаешься и сопоставляешь, задумываешься и мечтаешь, вдохновляешься и отправляешься на творческие поиски.

Манифест – замечательный собеседник, мудрый учитель. Он как бы чувствует твоё настроение, угадывает твои вопросы и открывает именно те главы, те строки, которые тебе уже известны, но нужны именно в этот момент! И ты учишься понимать и принимать живую педагогику:

  • «Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребенка». – Иногда не так уж и трудно открыть сердце ребёнка – трудно определить, что после твоего появления там осталось. Поэтому необходимо заботиться о внутреннем мире воспитанника и беречь чистоту своего!
  • «Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения». – Порой создаётся впечатление, что ставка делается только на профессиональные качества учителя, а качества его личности могут учитываться, а могут – нет, личное дело каждого! Но нельзя согласиться с таким разделением. Уровень профессионализма зависит от качеств личности, а не наоборот. Т.е. качества личности определяют потенциал её профессионализма. Таким образом, забота учителя о своём духовном мире – это забота и о своём мастерстве как таковом, и об успешной работе с детьми в целом.
  • «Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности». – В работе со школьниками только лишь диплома о полученном образовании недостаточно. Каждый раз в общении с детьми будь то словом, будь то делом учитель постоянно сдаёт экзамен по тем же человеческим качествам и отношениям, которым он сам обучает учеников. Взрослому никто и нигде не ставит отметок, но оценки его деятельности всегда сопровождают его в дальнейшем. И большей частью от внутреннего мира учителя зависит, будут ли те оценки способствовать или мешать взаимному общению с детьми. Таким образом, духовный мир учителя – это источник образовательного процесса. Не единственный, но один из основных. Его нельзя прятать или пренебрегать им, но нужно обогащать и делиться его светом.
  • «Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование». – Решение её вижу в наполнении внутреннего мира светом «духовного гуманизма» шаг за шагом, образ за образом… Духовный гуманизм – это качество или состояние духовного мира, в котором любовь к человеку жизнедеятельна: творит и созидает, терпит и милосердствует, облагораживает и утверждает жизнь. Но какими бы смысловыми гранями не раскрылось это понятие в будущем, ясно одно – духовный гуманизм должен стать основой развивающегося педагогического сознания, да и не только педагогического…

                                                                                                                                                                                              am_20101002_131158_akry_00016      Уважаемые друзья и коллеги!
 На официальном сайте телеканала "Культура" размещены документальные фильмы из цикла "Ищу учителя!" с участием академика Ш.А. Амонашвили. Четвертая часть фильма посвящена "Манифесту гуманной педагогики".