Педагогика как наука возникла в России во второй половине XVIII века и с первых дней своего зарождения была гуманной и синтетической. И главную роль в этом сыграл Иван Григорьевич Шварц, ставший в 1779 году в возрасте 28 лет профессором немецкого языка в Московском университете. Он, казалось, самой судьбой был послан в новое отечество для определенной миссии, для того, чтобы изменить отношение к детям в обществе, научить воспитывать их на гуманных началах, для созидания из них свободной и творческой личности.

 

Это сообщество приемных родителей. Они берут из детдомов «полуживых» детей и возвращают к жизни. И убеждают, что жизнь — это радость, за которую стоит бороться В современной России не так уж много мест, в которых можно духовно продвинуться. С 1991 года немеряно, разумеется, вбухано денег в проекты, имеющие как будто отношение к духовности. Но не оставляет ощущение, что очень косвенное. А я имел в виду настоящий, глубокий прорыв вперед, настоящую атаку, которая у неизвестности, дикости отбивает еще один клочочек территории духа, на котором свободно и истинно жить человеку. Вольно дышать. К финансированию такой прорыв не имеет отношения. Видели вы атаку, успех которой обеспечивался бы щедростью спонсоров? Нет, настоящая атака — это чистый адреналин, безумная решимость умереть или победить. С этой решимостью несли на «бульдозерную выставку» свои картины художники-авангардисты, на этой решимости состоялся весь андеграунд. Просто потому, что время пришло, и нельзя стало больше петь-звучать-писать-думать-чувствовать по-старому. Но все, о чем я говорю, было так давно, что меня не на шутку стал занимать вопрос: а что же наше время — кроме чистого капитализма породило оно хоть что-нибудь настоящее или все ушло в «зелень»? И только вернувшись из последней командировки, с огромным облегчением я могу дать утвердительный ответ. Да! Породило! Я там был. Я его видел. И был счастлив. Это — детский дом для приемных детей и их родителей — удивительный поселок Китеж.

 

Как раскрыть суть таких философских понятий как Бог, дух, душа, мысль, слово, любовь, суеверия, корыстолюбие, добро – студенческой аудитории, включающей и атеистов, и сторонников разных религиозных верований? Таким миротворцем является Лев Николаевич Толстой. Он оставил человечеству непревзойденное по глубине не только литературное, но и философское наследие. В их числе книги-напутствия человечеству: «Мысли мудрых людей на каждый день», «На каждый день», «Круг чтения», «Путь жизни». Это ларцы мудрости – «избранные мысли об истине, жизни и поведении», классифицированные по философским категориям.

 

Важливий внесок Л. С. Виготського у розвиток педології – комплексної науки про розвиток дитини, яка охоплює обидві сторони цього розвитку – і тілесну, і психічну. Її сильною стороною була розроблена система психологічної діагностики розвитку, для чого у школах були створені спеціальні педологічні кабінети чи лабораторії.